С середины 80-х годов сначала в США, а потом и по всему миру набрал невероятную популярность стиль grunge. Чтобы узнать, как одеваться в стиле гранж 80-х, достаточно взглянуть на фото Курта Кобейна и ранние фото его супруги Кортни Лав. Хотя Кортни до сих пор выдерживает стиль гранж в одежде, в новом тысячелетии он выглядит иначе, чем в конце прошлого столетия.
Усталость от требований и правил в подборе одежды, условности создания "элегантного внешнего вида" или хотя бы просто вида, в котором не стыдно выйти в люди, и послужили для появления в модной культуре такого понятия как гранж. Неопрятность, неряшливость, даже "грязь" (именно так можно перевести grunge с английского языка) - этот образ жизни был призван сломать стереотипы, порвать шаблоны поведения усредненного человека.
Впервые о гранже узнали благодаря странной, порой нелепой манере одеваться Курта Кобейна. Впрочем, его "гранж" проявлялся не только в одежде: и музыка, и вся философия его творчества являлась ярким олицетворением этого стиля. Неприятие вычурности, подчеркнутой роскоши, возведение "вещизма" в ранг философии жизни, тщательно подбираемые выражения, круг друзей и даже образ мыслей - эти явления в прямом смысле бесили Курта, и он неоднократно высказывался по поводу отвращения к "элегантному образу жизни" в своих песнях.
Не только Кобейн устал от навязываемого вокруг вещизма, он просто оказался первой ласточкой. За ним довольно быстро подтянулись сперва американские, европейские, а потом и восточноевропейские музыканты и творческие личности. Что такое гранж? Это вытянутые джинсы с прорехами, полинявшие фланелевые рубахи "с отцовского плеча" (нарочито большего, чем нужно, размера, а еще нещадно деформированные из-за множества стирок), многослойность, неопрятность. Одежда должна быть тем, чем она была изначально: защищать кожу человеческого тела от грязи и холода, а так же впитывать пот. Если что-то прорвалось, значит, можно оставить так, как есть; в крайнем случае, поставить косую-кривую заплату из контрастного материала.
Бунтовать. Показывать обществу настоящие ценности, а не то, что можно купить за деньги. Жизнь, переживания, опыт, внутренняя боль и личностные преодоления - вот что действительно важно и ценно, а не "все эти кожаные сумочки с логотипом Шанель".
Стиль гранж так и остался бы уличным и практически подпольным, если бы в его поддержку не высказались именитые кутюрье. Марк Джейкобс даже лишился престижного места работы, когда представил широкой (и изысканной) публике коллекцию в стиле гранж. Сейчас, в 2017, очень интересно просматривать фотографии Наоми Кэмпбэлл, Кристи Тарлингтон и тогда еще неизвестной Кейт Мосс, вышагивающих по подиуму в огромных фланелевых рубахах и драных, застиранных джинсах. Каждый шаг модели, четко отпечатанный массивным гриндерсом (модель уличной обуви из грубой кожи с толстой тракторной подошвой), заколачивал очередной гвоздь в гроб подписанного Джейкобсом контракта с модным домом и - вот ирония судьбы! - увековечивающим его имя в анналах моды.
Другие модельеры с увлечением подхватили начинание Джейкобса (а точнее, Кобейна со товарищи), ведь девушки в стиле гранж выглядят особенно обворожительно. Тонкие, просвечивающие тела, облаченные в многослойный пирог растянутых маек, потертых водолазок, вылинявших футболок кажутся особенно нежными и беззащитными. Никакой блеск пришитых стразов и пайеток не сумеет так ярко подчеркнуть красоту и гармоничность хрупкого женского тела, как это делает одежда в стиле гранж.
Современный гранж не требует сильной рванины в одежде. Пальто оверсайз, непомерно длинный шарф, длинное тонкое шелковое платье, рабочие ботинки на ногах и самосшитый рюкзак за спиной (вместо сумочки) - вот актуальный образ гранжа "десятых".