Разное

Почему люди разные? Каждый человек разный.

Очень разные люди.

Одним из самых интересных отделов психологии является психология личности. Еще в конце тридцатых годов люди активно начали проводить различные исследования на эту тему. Так что уже ко второй половине прошедшего столетия были сформированы многочисленные подходы и теории о личности. Каждый человек разный. Почему же люди такие очень разные?

Мы считаем, что наиболее подходящим определением является следующее определение. Личность – это системная устойчивость социальных черт индивидуального человека, которая характеризует индивида как члена, входящего в состав того или другого общества.

Один из самых современных подходов рассматривает личность как систему биопсихосоциальную. Собственно, именно эти три фактора и составляют личность – психологический, биологический и социальный.

К биологическому фактору относятся все внешние признаки (рост, цвет глаз, форма ногтя) и внутренние (парасимпатический и симпатический тип вегетативной системы, биоритмы, особенности кровообращения – короче все те моменты, которые относятся к анатомическим и физиологическим особенностям).

К психологическому фактору относятся все функции психические – внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, воля. Все эти особенности имеют под собой материальную основу и достаточно сильно обусловлены ей, то есть они определяются в большинстве случаев генетически.

Ну и к последнему фактору относится социальный фактор. Этот фактор объяснить несколько сложнее, потому что в него входит все общение, все взаимодействие с окружающим вас миром и людьми. Если говорить проще, то это весь жизненный путь и опять человека в общем.

Однако тут вы можете спросить, с какого же момента начинается формирование человека как личности? Ведь тут всем нам известно, что личностью не рождаются, ей становятся, а индивидуальность отстаивают.

Все люди рождены очень похожими, несмотря на то, что каждый младенец имеет свой собственный набор психологических и биологических особенностей, которые стремительно развиваются именно в 1-ый год жизни ребенка. Со временем каждый ребенок развивает не только свои психологические особенности, но и приобретает социальные навыки, опыт общения с окружающими, взаимоотношения. Время проходит, а круг общения и знакомств человека все больше разрастается, так что и опыт его общения становится все больше и многостороннее. Именно так и формируется личность, так появляется и уникальность каждого отдельного человека, потому что и жизненны опыт, и круг общения у людей совершенно разный. Невозможно их спланировать или просчитать, потому что в этом деле слишком много случайных моментов, явлений, жизненных обстоятельств, которые меняются каждую минуту. Жизненный опыт приобретается человеком не только в связи с человеческим общением, но и в связи с различными общественными и личными событиями.

Что происходит с человеком, когда он болеет? Изначально человек рождается с одним набором психологических и социальных качеств. Вот он жил, рос, развивался, поучал опыт в разных социальных сферах, а потом вдруг заболел. В результате болезни изменились какие-то его биологические особенности (какая-то часть его здоровья была утрачена), а еще и психологические особенности (изменяется память и мышление – сейчас человек начинает думать о болезни и о том, как от нее можно избавиться). Кроме того болезнь влияет и с точки зрения социума, потому что социум несколько иначе относится к больным людям, нежели к здоровым. Тут играет роль и продолжительность болезни – на кратковременную болезнь общество реагирует незначительно, а вот на долговременную, то отношение будет несколько иным. Тут человек уже приобретает опыт общения, скажем, не в школе, а в больнице с остальными больными и представителями взрослого общества, медиками, а не учителями. Часто это общение продолжается и после выздоровления довольно длительное время.

Вот о чем мы говорим, когда утверждаем, что опыт социального общения и социальной жизни влияет на каждого человека индивидуально, что делает его единственным и неповторимым. Вот ответ на всех волнующий вопрос – почему же все люди разные?

Однако ведь часто слышны и такие утверждения, что все люди – одинаковые. Как же быть с этим утверждением? Да, правда, человек не слишком меняется даже на протяжении всего своего существования. Согласно психоаналитической теории господина Фрейда был выведен общий принцип человеческого психологического строения. Тут идет речь об абсолютном гедонизме, который гласит, что люди вечно стремятся к удовольствиям. Вот почему со времен существования человека он вечно стремился удовлетворить свою главную потребность – потребность в получении полного удовольствия. Конечно же, тут многие не согласны с этими утверждениями, именно поэтому несколько позже этот принцип был несколько доработан и изменен, а в последствии его назвали абсолютным гедонизмом. Он стал теперь звучать так - человек стремится к жизни, полной удовольствий и без конфликтов. Тут имеется в виду то, что в постоянном поиске удовольствий человек постоянно обязан соотносить свои интересы с интересами общества, с внешними обстоятельствами, так что он постоянно должен сохранять баланс между собственными интересами и интересами социального окружения.

Особенно ярко выражен принцип гедонизма в психике ребенка. Наблюдая за маленькой личностью всего на протяжении одного дня сразу становится понятно, что все его помыслы, интересы и действия направлены именно на то, чтобы получить удовольствие, чтобы восстановить свой внутренний комфорт. Однако постепенно дети включаются в процесс социализации, так что теперь его ограничительными факторами, которые не дают ему постоянно получать удовольствия, становятся социальные. И чем лучше, чем успешнее проходит процесс социализации, тем более адаптированной и автономной становится личность. Универсальный залог здоровья личности, каждого человека (психического) состоит в том, чтобы быть счастливым, но при этом жить без конфликтов.

комментарии (0)